На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Здесь вы можете узнать, как мы пользуемся файлами cookies

Клуб любителей дайвинга AquaWorld Москва

Дайвклуб Aqua World Diving
SNSI дайвцентр №2369
+7 (977) 622-51-55
Москва, 1-я Владимирская ул., д. 10Б
info@awdiving.ru

Саратовский ледокол – погружение к истории

отчет

О ноябрьских погружениях на рэки речного флота рассказывает Эрнст Антонов

25 ноября 2018 года успешно завершилась подводная мини-экспедиция на Волге, организованная при участии и поддержке московских дайв-клубов «Черная Акула» и «Aquaworld» и краснодарского отделения Русского географического общества (Эрнст Антонов). Участие в экспедиции приняли водолазы и дайверы из Москвы, Тулы, Краснодара, Саратова. За техническое обеспечение отвечал дайвинг-клуб при СГАУ (руководитель Александр Вуколиков).

Было запланировано два технически сложных погружения к двум затонувшим судам – «Саратовскому ледоколу» и старинному колесному пароходу, предположительно носившему имя «Мария Ульянова». На первом судне планировалось сделать съёмку для создания 3-D картины объекта, на втором, недавно обнаруженном, фото и видео фиксацию и общее обследование.

Историческая справка

«Саратовский ледокол» – первый в мире речной ледокол, построен в 1895 году на верфи г.Ньюкасл (Англия). Прибыл в Саратов в конце 1895 года для установления паромной переправы на месте будущего железнодорожного моста через Волгу.

Ледокол трудился на Волге порядка 70 лет. Был флагманом Саратовской флотилии, в войну под Сталинградом перевозил боеприпасы, солдат и военную технику. В 1958 году участвовал в строительстве Сталинградской ГЭС, в 1965 году – в строительстве грандиозного технического сооружения, автодорожного моста Саратов - Энгельс. В 1969 году при долговременной стоянке у дамбы причала неожиданно затонул.

Первым из участников мини-экспедиции на разведку в Саратов поездом добрался член Краснодарского подводного отряда РГО Эрнст Антонов. В задачу ставилось наладить контакт и взаимодействие с местным дайв-центром и любителями подводного плавания, а кроме того обсудить и уточнить историю судов в единственном в России музее речного флота. Информация от руководителя музея Алексея Николаевича Азовцева, а также уточнения, сделанные на речных картах, очень помогли в дальнейшем. А детальная модель ледокола позволила правильно спланировать погружения.

Ранее утро второго дня началось со встречи с сотрудником местного дайв-центра и организации погружения на колесный пароход. К сожалению, из-за погодных условий – резкого штормового ветра на Волге – его пришлось отложить. Небольшой компенсацией погоде стало посещение участниками экспедиции, в целях ознакомления с историей, места приземления Юрия Гагарина, находящегося в поле примерно в 40 км от Саратова. На данном месте сооружен памятник и установлена посадочная капсула. Примечательно, что в Саратовской области отмечены два места приземления космонавтов – вторым был Титов.

В ночь на субботу в город Энгельс прибыла основная группа участников из разных городов. Примерно в 10:30 25 ноября вся группа дайверов собралась в районе моста у дамбы, с которой планировалось совершить ряд погружений. Сам «Саратовский ледокол» находится примерно в 120 метрах от уреза береговой линии.

Штормовой ветер стих не совсем, Волга в ряде затонов уже покрылась льдом. Присутствовало довольно сильное течение. Это осложнило нашу задачу, но не помешало двумя группами осуществить погружение. Осложняющим фактором стала необходимость возвращаться к берегу для замены элементов питания в аппаратуре, из-за низкой температуры воды и воздуха (+3 градуса и -6 градусов, соответственно).

Река Волга порадовала хорошей подводной видимостью перед ледосоставом – порядка трех метров. На глубине чуть больше двух метров ясно читается конструкция старого причала – деревянная клеть, усиленная внутри крупными камнями.

С небольшим промежутком, буквально в метре от причала, мористей, уже различим борт ледокола. Он весь оброс пресноводными ракушками и водорослями. Поднимаюсь чуть выше, Олег уже натянул «ходовик» ярко-оранжевого цвета для создания 3-D модели хотя бы правого борта. Надстроек давно уже нет, и ледокол без них выглядит просто большой ладьёй.

Конечно, не паникую, но уже начинаю злиться. Объясню в чем дело. В одной руке у меня экшн-камера с подводным светом, в другой беззеркальная «Sony» в подводном боксе с выносной подводной вспышкой. Плюс к этому я давно не нырял в «сухаре», и течение. Злюсь, потому что не вижу бадди – помощника, который должен был взять у меня половину техники. Снимаю фрагмент борта для модели, а потом начинаю самостоятельно исследовать ледокол, по возможности делая фото или видео съёмку.

Из-за расчистных подводных работ в 2015 году, глубина в районе носа судна достигает 7,5 метров. С обоих бортов очень много старых обработанных бревен с причала, разбросаны в хаотичном порядке. Громада трюма, куда спустился, практически пуста. Подымаюсь выше и вижу старинную кафельную плитку, о которой упоминали саратовские ребята. Пытаюсь пройти на корму, но вижу в том районе облако мути, да и неудобно мне из-за занятых рук, плюс потеря воздуха из-за незапланированного возврата. Решаю медленно идти назад, попутно снимая все интересное. На берегу уже все вышли после погружения, кроме Дмитрия, именно он может быть сейчас на кормовых винтах.

Очень интересное дно реки, много красивых водорослей, камней, наверняка ночью здесь выходит на охоту щука. Метров за 50 до берега, после небольшого, но длинного углубления, уже мелко, встаю в полный рост и сразу чувствую жуткий холод. Погода не особо приветлива здесь в это время года.

На берегу радостные ребята и наша саратовская группа поддержки – Владимир Плугин, Михаил Потявин, Елена Комарова. Володя пригнал из автосервиса «Газель» – она у нас теплый передвижной пункт переодевания и обогрева. Миша помогал в поездках – кстати, именно с ним, когда Волга штормила, мы смогли съездить и осмотреть место приземления Юрия Гагарина. Елена помогла фотографировать процесс входа в воду и выхода на берег. Группа телевизионщиков НТВ, приехавших из Самары для съемки репортажа, несмотря на холод, прекрасно отработала, за что им большое спасибо. Вечером состоялись дружеские посиделки, «разбор полетов», ну и моя задумка, как фотографа – ночная съемка знаменитого моста около места погружения.

Резюме и выводы

Господа дайверы! В России очень много замечательных и знаковых мест для погружений. Наша страна, точнее её подводная акватория морей, рек и озер, полна сюрпризов, загадок и новых открытий. Не упустите свой шанс как исследователя, помогите сохранить историю нашей Родины, ведь никто, кроме нас, под водой этого сделать не сможет.

P.S.: Были испытаны перчатки «Аквалунг термоклин». При таких условиях прекрасно себя повели – руки не замерзли, но нажимать на клавишу пуска камеры и фотоаппарата позволяли. Не в целях рекламы, а как факт.

Репортаж телеканала НТВ:

Всегда ваш, Эрнст Антонов

Фото: Э.Антонов, М.Потявин, Е.Комарова, В.Плугин, архивные источники и др.

Заявка на участие

Саратовский ледокол – погружение к истории

Опубликовано:
21.12.2018 г.

Поделиться